БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ в селе Старая Майна -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Вы находитесь в старой версии сайта. Наш новый сайт http://богоявленский73.рф

ИСТОРИЯ СЕЛА БОГОЯВЛЕНСКОГО И ЕГО СВЯТЫНЬ

По благословению митрополита

Симбирского и Новоспасского Прокла

 

      

      По преданию, село основано монахами из Костромского монастыря в честь святого Богоявления  1655-1661 г. Раньше село называлось Богоявленским. Это название сохранялось до 1917г., т.е. до начала революции, и многие старожилы помнят и даже называют его Богоявленским.

       Официальной же датой основания села считается 1670 год, когда по повелению царя Алексея Михайловича, как его называли - “Тишайшего”, был воздвигнут Майский острог, чтобы защитить границы Руси от захвата и грабежа кочевников. Строителем этого острога был прислан полковник Гаславский, который сыграл большую роль в его основании и устройстве. Гаславские жили в селе до 1917 г. Последний из их рода был женат на полячке и, по-видимому, уехал в Польшу. Салов первый воевода – мэр острога .

       Одна из ранних, церковь в селе построена в 1777 г., она была деревянной, имела два престола:

1.  Богоявленский;

2.  Св. Николая Мирликийского.

 

Каменный храм в честь Св. Богоявления был воздвигнут в 1823 году старанеями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова, известного государственного деятеля, члена комитета по освобождению крестьян от крепостного права. Его имение находилось недалеко от села Богоявленское – в селе Танкеевка(Татария). У графа было много земель. При любой возможности он покупал земли и устраивал крестьянские общины. В Богоявленском у него тоже была община, ее называли Блудовщина. Всего в селе было 11 общин:

       -община государственная;

       -община удельных крестьян, которые принадлежали непосредственно царю. Они были более обеспеченными.

       -остальные общины принадлежали помещикам.

Достопримечательностью района являлось с. Головкино в 9 км южнее Старой Майны.

 

При Петре I эти земли принадлежали канцлеру Российского государства Головкину. При царице  Екатерине II земли перешли к графу Орлову Ивану Григорьевичу, который переехал сюда жить. Это был старший из пяти братьев Орловых. Григорий Орлов был фаворитом царицы, отличился борьбой с чумой в Москве. Алексей развел знаменитую породу орловских рысаков. Отличился в Чесменской битве, разбил и сжег турецкий флот. За эту битву получил звание и стал величаться князь Чесменский. Екатерина II наградила братьев именьями и деньгами.

В 1765 году, путешествуя по Волге на галере “Тверь”, Екатерина II в сопровождении графа Григория заезжала в с. Головкино к графу Ивану. Галера пристала к берегу в 12 км от с. Головкино. Собравшиеся жители удивили царицу. Существует легенда: всю дорогу  от пристани до с. Головкино  ( 12 км ) крестьяне посыпали солью и привезли царицу не в карете, а на санях, т.к. сани по соли едут легко, как по снегу. А было это летом.

К приезду царицы были срублены две избы и соединены в виде терема. Екатерина II ночевала ночь в новом срубленном доме. По приезду в Санкт-Петербург царица выделила деньги для постройки на месте деревянного дома дворца и церкви и даже освободила крестьян от подати на 3 года, чтобы они участвовали в строительстве.

Дворец и церковь были построены по проекту знаменитого архитектора Баженова и являлись архитектурным памятником  и украшением нашего симбирского края. Дворец разобрали после революции, а церковь стояла до 50-х годов XX столетия.

Село Ивановка, где в свое время находилась чудотворная икона “Боголюбивая”, расположено в 15 км южнее р.п Старая Майна в живописном месте, окруженном густым сосновым бором.  Каменная церковь заложена 17 октября 1892 г. В честь чудесного события.

Существует предание, что эта икона писана и освящена на святой горе Афон, затем передана царским домом в дар этому храму, земли и угодья которого непосредственно принадлежали царю.

Другое предание гласит, что икона была обретена у источника, который до сего дня почитается в селе святым.

Престол был освящен в храме в честь”Боголюбивой” Божией Матери, которая явилась избраннику своему- князю Андрею, сыну великого князя Киевского Юрия Долгорукого. В 1155г. Князь Андрей вез образ Божией Матери из Вышгорода в Ростов. Внезапно лошади встали. Сколько раз люди ни пытались сдвинуть с места возок с “Чудотворной” иконой- все напрасно. Царица Небесная явилась князю Андрею в шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы, далеко за полночь, когда усталого князя стал сковывать сон. Пологи шатра распахнулись, и на пороге в неизреченном сиянии предстала Богородица, “Не хощу да образ Мой нести в Ростов, но во Владимире поставь его”.  Образ, который вез князь Андрей, стал впоследствии называться “Владимирским”. А Матерь Божия, которая явилась ему во сне, и по его словам, написанная художником-иконописцем, стала называться “Боголюбивой”. Храм Боголюбивой Божией Матери в 1960 г. Постигла та же страшная участь, как и многие другие храмы Симбирской Епархии. Он был опечатан. Как свидетельствуют очевидцы, ценные иконы, писанные на золоте, вывезли на двух машинах в неизвестном направлении. “Чудотворную” икону побоялись уничтожить, и она хранилась в заточении в запасниках Исторического музея до 1989 г. Храм закрыли через 15 дней после празднования  престольного праздника Боголюбивой Божией Матери – 1 июля. Рассказывают, что, когда вынесли после службы икону на крестный ход, Образ на иконе стал “метаться” то направо, то налево, то начинал ярко сверкать божественным светом. Это чудо видели все паломники. Старенький священник, участвовавший в крестном ходе, по Божьему повелению предрек участь храма и самой чудотворной иконы: “Не случайно Матерь Божия “метается”. Нас ждут ужасные события, последний раз мы так торжественно празднуем ее чудотворный образ, и храм закроют и разорят”. Слова были пророческие.

За три дня до празднования “Боголюбивой” в село Ивановку вереницей ехали паломники, больные, калеки. Огромный храм села не вмешал всех верующих. Приезжали даже из других областей. И Матерь Божия обильно являла свои чудеса и исцеления всем, с верой к ней приходящим. Вот некоторые из них:

Девочка 15 лет страдала тяжелой болезнью, даже иногда даже не могла встать с постели. Услыхав “Чудотворной”, поползла к ней на коленях ( ее село от Ивановки находилось в 90 км).  Девочка ползла более двух недель. Отстояв службу, исповедовавшись и причастившись, она слезно молилась у “Чудотворной” и, прикоснувшись к иконе, исцелилась и до дома дошла за 1,5 суток. В деревне люди, увидев ее на своих ногах, не поверили в ее выздоровление и стали говорить, что она ездила лечиться, так как, уйдя из дома на поклонение, она никому ничего не сказала.

Женщину на двух костылях вели, поддерживая, двое. На виду у всех молящихся она приложилась к иконе и, почувствовав совершенное исцеление, оставив костыли, ушла на своих ногах домой.

Женщине настало время родить. Это были первые ее роды. Роды происходили дома. Ребенок родился здоровым, но произошла задержка частей последа. Молодая женщина постеснялась расспросить у старших, т.к. была стеснительной. И у нее пошел процесс разложения. С каждым днем ей становилось все хуже. И совсем безнадежно повели ее к иконе “Боголюбивой” в самый день ее праздника, 1 июля. Женщина слезно молилась, просила Божию Матерь, чтобы она помогла ей ради ее грудного ребенка. Приложившись к иконе, отправилась домой. Отойдя от Ивановки километра полтора, она попросила спутников положить ее под сосенку отдохнуть. Только легла, части последа сразу вышли , и она почувствовала облегчение . И затем жила глубокой старости, рассказывая всем о чуде исцеления.

Икону из запасника музея власти передали в 1990 г. Епархиальному Управлению. И она год находилась в Кафедральном соборе по ул. Орлова. В1991 г. Указом правящего архиерея  епископа Прокла и по многочисленным просьбам верующих Старомайнского района икона крестным ходом прошла по центральным улицам Симбирска, от ул. Орлова до площади, где раньше возвышались соборы  Симбирска. Был отслужен молебен, и затем икону на машине повезли в Майну в Богоявленский храм, т.к. храм “Боголюбивой” в с. Ивановка был разрушен. Ближайшим действующим храмом был Богоявленский, куда и прибыла эта святыня.

Она является украшением нашего храма и одной из главных святынь нашей области. Как в древние времена, она изливает свою милость на нас, грешных. Мы являемся свидетелями ее поддержки многих болящих, униженных, обездоленных. Радуемся, что она помогает, дает силы нашим прихожанам. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: “Божественный огонь на гроб Господень сходит не только в Субботу Страстную перед Пасхой, но каждый день, каждую минуту”.  Так и духовная энергия от чудотворных икон исходит постоянно, никогда не иссякая. Мы являемся свидетелями многих чудес и в наше время:

Женщина из р.п Чердаклы сломала руку. Ей несколько раз в городе делали операции, т.к. рука неправильно срасталась. Нужно было делать очередной снимок для операции. Сделав снимок она приехала к “Чудотворной” иконе, просила Божию Матерь, чтобы операция прошла успешно. Хирург, посмотрев на снимок, сказал что операцию делать не нужно: кость срослась, как будто никакого перелома не было.

Два года подряд, в 2000-ом и 2001-ом, на свой престольный праздник, 1 июля, “Боголюбивая” Божия Матерь, т.е. ее образ, да и вся икона, покрывается благовонными капельками мира. Я как настоятель Богоявленского храма считаю это явным чудом.

В Успенский пост 2001 г. В нашем храме проходило таинство соборования. Перед соборованием мы отслужили молебен с акафистом “Боголюбивой”.  Со слов паломницы: “Вся икона в мгновение как бы изменилась: Матерь Божия, особенно ее лик, сиял необыкновенно, свет был небесный, ярче солнечного. И Матерь Божия на всех, кто стоял на молебне, ласково смотрела, затем стала цельными букетами бросать в толпу с иконы цветы. Цветы также были необыкновенной красоты: полевые, садовые, луговые, лесные и которых я никогда не видела. На каждого, кто стоял, летел свой цветок, ложился у сердца и таял. Меня это очень поразило. Я обернулась назад, чтобы увидеть знакомых и спросить, видят ли оно это. Но рядом со мной никого не оказалось, а посторонних я постеснялась спросить. Затем также мгновенно это видение исчезло, как и появилось. Матерь Божия смотрела на меня с иконы, улыбаясь.

Женщина приехала из города на молебен и акафист к “Чудотворной”, которые совершаются каждое воскресенье  в семь часов утра перед службой. После молебна, набрав святой воды, заехала в город к брату, поделилась этой водичкой и попросила брата, чтобы он эту водичку хранил всегда в машине. Он работает шофером на “УАЗе”. Брат так и сделал: положил баночку со святой водой в машину и забыл про нее. Однажды машина заглохла, и он стал искать причину. Стал вынимать аккумулятор, который выпал из рук и разбился. Аккумуляторная кислота попала на лицо шофера. Растерянный, он вспомнил про святую воду, которую дала сестра, быстро открыл банку и умылся. После этого даже пятнышка на лице не осталось.

В один из совхозов прислали молодого специалиста, закончившего сельскохозяйственную академию. Он должен был работать заместителем директора, а в последующем – директором, т.к. прежнему пришло время уходить на пенсию. Директор, почувствовал в нем своего конкурента, стал возводить на него разные козни, пускать разные слухи. И вот с этой скорбью молодой человек часто посещал наш храм, молился у “Чудотворной”, т.к. он верующий. Однажды, в отчаянии он просил у меня благословения уйти с этой должности. Я ему благословения не дал, но попросил его, чтобы он потерпел еще и все упование возложил на Матерь Божию. После этого разговора прошло три месяца, ситуация на работе оставалась сложной. 1 июля, в день празднования”Боголюбивой”,  а в 2001 г. Это совпало с субботой, тот парень приехал помолиться. Упав на колени перед Матерью Божией, он, как сам потом рассказывал, просил так: ”Матерь Божия, ты видишь мою скорбь и неустройство, устрой так, чтобы я или остался, или ушел  с этой должности. Теперь больше не могу”. С субботы на воскресенье он ночевал в Старой Майне. Приехав в воскресенье домой, он услышал звонок телефона. Подняв трубку, он услышал:”В понедельник утром зайдите к секретарю, заберите документы о назначении Вас на должность директора колхоза”. Молодой человек в недоумении задал вопрос: ”Кто же в выходные дни мог сделать мне документы, ведь я у руководства был в пятницу и никакого разговора о назначении не было?”. Ответа не последовало, секретарь положила трубку. И тогда до него дошло: это Матерь Божия ”Боголюбивая” помогла ему.

Из рассказа одной руководительницы фирмы, которая постоянно помогает храму, перечисляя деньги на восстановление: ”Ночью к нам в помещение фирмы, сломав дверь, проникли воры. Кругом стояло очень дорогое оборудование, имеющее большую ценность. Сработала милицейская сигнализация. Но по каким –то причинам унести это оборудование преступники не смогли. Так и ушли, как говорится, “не солоно хлебавши”. Но, все-таки, причины известны. Помогла Матерь Божия. Отвела беду.

У меня родился очень больной ребенок. Диагноза я не знала, но у него как бы голова срослась с туловищем. Он очень мучился, а я молилась и просила Божию Матерь, чтобы она как-то разрешила это горе – или чтоб сыночек умер и не мучился, или выздоровел. Скоро я увидела сон. В ярком ослепительном сиянии на землю опустилась Матерь Божия, от нее исходило неописуемое благоухание. Также я там видела длинный-предлинный забор, множество ячеек в нем и бесчисленное количество людей, стоящих, плачущих и протягивающих руки к этим ячейкам, просящих у Божьей Матери: ”Дай! Дай!”. Я стояла как бы неподалеку . Так уж сложилось в моей жизни, что я жила по принципу: нет у меня чего-то, так и не надо. А тут сама Божия Матерь позвала меня к себе, говоря при этом: ” Я помогу тебе, но ты только расскажи, кому можешь, что мы есть на свете…”  И дала мне в руку два кусочка просфоры через ячейку в заборе.

После этого сна сын мой чудным образом пошел на поправку и вскоре совсем выздоровел, отслужил в армии. Сейчас у него семья, а у меня внуки.

Долго после этого я искала тот образ Божий Матери, который видела во сне. Объехала почти все храмы в городе и за его пределами . И вот однажды услышала от людей, что 1 июля престольный праздник чудотворной иконы в Старой Майне, и я поехала туда. Переступив порог храма, я обомлела. Передо мной был тот образ Божией Матери на иконе, который я видела во сне. Она мне сказала: ” Ну, что? Узнала?”. После этого я стала прихожанкой Богоявленского храма и стараюсь как можно чаще приезжать к “Боголюбивой”.

Настоятель Богоявленского храма протоиерей о.Константин (Фролов)